Кто твой мастер?

Это случилось с знаменитым индийским музыкантом Тансеном. Он жил при дворе
великого царя Акбара. Однажды Акбар сказал ему:
— Я не представляю, чтобы кто-то мог превзойти тебя! Это кажется немыслимым.
Ты — последнее слово, вершина творения. Да славен Творец вовеки! Но когда
бы я ни подумал об этом, у меня поневоле возникает мысль, что всё же ты был
учеником у Мастера, который учил тебя мастерству. И кто знает, может, он и
превосходит тебя по мастерству? Кто этот Мастер? Он жив ещё? Если да, то
можешь ли ты пригласить его во дворец?»
Тансен сказал:
— Да, он жив. Но как пригласить его во дворец, если он подобен дикому
животному — ходит как придётся. Он — не человек из общества. Он, как ветер
или облака, которые гонит ветер. У него нет ниточек, связывающих его с миром.
Это — бездомный скиталец. Но более того — его нельзя попросить спеть или
сыграть, невозможно совершенно. Он поёт только тогда, когда чувствует. Он
танцует только тогда, когда чувствует. Можно лишь подойти к нему незаметно
и ждать.
Акбар был так заинтригован, что пришёл в восторг от этих слов:
«А! Его Мастер жив! Ради этого стоит пойти».
Мастер был бродячим факиром. Звали его Харидас. Тансен послал гонцов, чтобы
те нашли его местонахождение. После долгих исканий его обнаружили в хижине
на берегу реки Ямуны. И Акбар с Хансеном пошли его слушать…
Жители местной деревушки сказали, что около трёх часов ночи он поёт и танцует,
однако весь день сидит тихо-тихо, как мышка. И вот, среди ночи, Акбар и Тансен,
подобно ворам, притаились позади его хижины.
Около трех ночи Харидас запел, а затем начал свой танец. Акбар был словно
загипнотизирован — он не мог произнести ни единого слова, потому что никакая
оценка не могла быть дана тому, что он слышал и видел. Акбар только непрерывно
плакал. Всю дорогу назад он хранил гробовое молчание. Подойдя к дворцу прямо
на ступенях он обратился к Тансену:
— Я думал, что никто не может превзойти тебя. Я думал, что ты — что-то
удивительное и уникальное, но теперь — прости меня — я должен сказать,
что ты и в подмётки не годишься своему Мастеру! Но почему?!»
Тансен молча взглянул на императора и после паузы произнес:
— Нет ничего проще — я пою и танцую за деньги, престиж, власть, уважение.
Моя музыка — это пока ещё средство для достижения некоего результата. Я пою,
чтобы что-то получить, а мой Мастер поёт, потому что уже что-то получил. И то,
что он получил, он просто отдает. В
 этом его дар. Я связан с этим миром и хочу
на что-то представляющее ценность в этом мире обменять свой талант, а он знает
только Бога. И ничего не ждет за свой талант. Он получает его от Бога и Ему отдает.

Оставьте комментарий